top of page

История РЖД


Те железные дороги России, что вы привыкли видеть сегодня, берут свое начало в далеком 1834 году. Уже тогда горное ведомство пригласило в Санкт-Петербург известного инженера-строителя Франца фон Герстнера. Объехав всю Российскую Империю, он подал Николаю I отчет, в котором говорилось, что «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в Российской Империи, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…». Это так же и являлось целью правительства - необходимо было объединить, заселить и освоить огромные территории.

Изначально решили построить небольшую линию и посмотреть, как железная дорога перенесет суровую русскую зиму. Это и была та самая знаменитая Царскосельская железная дорога, чье строительство началось 1 мая 1836 года. Первый поезд был на паровой тяге. В первые дни его водил сам Франц фон Герстнер из Петербурга в Царское село и обратно в Петербург.

Если колея европейских дорог повторяла ширину римских повозок, то в Российской Империи решили отойти от сложившегося «стандарта». В итоге решили сделать колею шире - так можно было перевезти больше грузов и пассажирам было удобнее ехать.

В 1845 году в Российской Империи уже строились свои паровозы, а во второй половине XIX века и вовсе начался железнодорожный бум. Для строительства железных дорог были привлечены частные компании. Так же, на деньги, вырученные от продажи Аляски Америке, был образован специальный фонд, который выдавал кредиты под строительство железнодорожных магистралей. Активно строились мосты через крупные реки.

В Поволжье была проложена знаменитая «Хлебная» дорога. Была построена стратегически важная Оренбургская железная дорога - военный и торговый путь в Азию. В 1857 году было принято решение строить Транссиб, для освоения Сибири и Дальнего Востока. Данная дорога по своей протяженности и быстроте сооружения до сих пор «не нашла конкурентов» в этом деле. Транссиб был признан величайшим техническим достижением рубежа XIX и XX веков.

Одними из главных людей в нашей стране, связанными с развитием железных дорог, считаются Павел Петрович Мельников и Сергей Юльевич Витте. При Мельникове строились самые дешевые дороги. Витте же предложил сделать государственную монополию на железнодорожные тарифы и ввести принцип, по которому и на сегодняшний день определяется цена на железнодорожные билеты: чем дальше, тем дешевле.

Строительство железных дорог не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны: была проложена Северо-Печорская дорога до Воркуты (там был уголь для металлургии), построили Волжскую рокоту (обеспечившую всем необходимым Сталинградский фронт), дорогу по ледовой переправе от Шлиссельбурга до блокадного Ленинграда.

Сейчас около 80% сети ОАО «РЖД» - это то, что было построено до 1917 года. В советские времена также продолжалось строительство новых дорог, однако, в основном, это строительство происходило на территории союзных республик. Самой крупной стройкой советских времен на территории тогда еще РСФСР считается стройка байкало-амурской магистрали, происходившая с 1974 по 1984 года и давшая новый толчок для освоения Сибири.

Сейчас железные дороги развиваются в духе времени. Запускаются скоростные магистрали, внедряются новые технологии. Билет на поезд онлайн - приобрести выгоднее и не требуется ехать в кассы РЖД. Садясь в поезд, представьте, какой огромный «багаж» есть у железной дороги!


bottom of page